флаг России


ГЕНЕРАЛЬНОЕ КОНСУЛЬСТВО РОССИИ В КАРАЧИ
ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА ПАКИСТАН

Герб
      

»   ФОТОГАЛЕРЕЯ
»   ЗАЯВЛЕНИЯ ГЕНКОНСУЛЬСТВА
»   ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
 » Информация о стране
 » Генеральный Консул
 » Дипломатический состав
 » Новости и объявления
 » Соотечественники за рубежом
 » Памятка иностранному гражданину-высококвалифицированному специалисту

»   КОНСУЛЬСКИЕ ВОПРОСЫ
 »  Общая информация
 »  Выдача паспортов
 »  Постановка на учет
 »  Вопросы ЗАГС
 »  Нотариат
 »  Выезд детей
 »  Свидетельство на возвращение

»   РОССИЙСКО-ПАКИСТАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

»   РОССИЙСКАЯ ТЕМАТИКА В СМИ ПАКИСТАНА

»   Нам пишут

»   Пресс-релизы

»   Полезные ссылки

»   Карачинский металлургический завод
»   Российские журналисты о ситуации в регионе
»   Страны СНГ в Карачи
»   Российские инвестиции в Пакистане
РОССИЙСКО-ПАКИСТАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Об официальном визите в Россию Министра иностранных дел Исламской Республики Пакистан Х.Р.Кхар

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ С ПАКИСТАНОМ В  2010-2011 ГГ

MINUTES OF THE MEETING OF PRBF HELD ON 20th SEPTEMBER, 2011 AT TABANI HEAD OFFICE

Minutes of the 13th PRBF Meeting

РОССИЙСКО-ПАКИСТАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ С ПАКИСТАНОМ В 2003-2010 гг

ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА РОССИИ С ПАКИСТАНОМ ЗА 2003

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА РОССИИ С ПАКИСТАНОМ

VISIT OF THE HIGH LEVEL ТRАDЕ DELEGATION ТО RUSSIA JULY 25 — AUGUST 01, 2010

JOINT STATEMENT of the First Session of the Russian-Pakistan Inter-Governmental Commission on Trade, Economic, Scientific and Technical Cooperation.


Установлению российско-пакистанских дипломатических отношений - 60 лет

Фото здесь >>>>

Обмен нотами об установлении дипломатических отношений и учреждении представительств в ранге посольств между министерствами иностранных дел СССР и Пакистана состоялось 1 мая 1948 г. Это событие выводило оба государства на путь налаживания двусторонних внешнеэкономических связей, открывало возможности и перспективы для их всестороннего сотрудничества. Первый посол Пакистана 30 декабря 1948 г. принял участие в церемонии вручения верительных грамот в Москве, а первый посол СССР в Пакистане приступил к своим обязанностям 22 марта 1950 г.

Следует отметить, что исторически отношения Пакистана с Советским Союзом, а затем и с Россией как его основной правопреемницей носили турбулентный характер, отмеченный спадами и подъемами. Взаимное недоверие и напряженность, имевшие место в отношениях двух государств в прошлом, были обусловлены существовавшей тогда биполярностью мира и общей расстановкой сил на международной арене, связанной с военно-политическим противостоянием двух социально-экономических блоков.

Как свидетельствуют приведенные выше исторические факты, с момента образования независимого государства Пакистан в 1947 г. установление дипломатических отношений между этой страной и СССР продвигалось медленными темпами. Пакистанское руководство было ориентировано на союз с западными государствами, прежде всего с США – главным соперником Советского Союза в годы «холодной войны». Отсюда и столь стремительное развитие пакистано-американских дипломатических отношений: первый поверенный в делах США прибыл в г. Карачи (получивший статус столицы Пакистана) еще накануне обретения независимости (13 августа 1947 г.), а первый посол Пакистана в США вступил в свою должность уже в октябре 1947 г.

Прозападная позиция Пакистана препятствовала развитию его сотрудничества с СССР, которое на первоначальном этапе носило довольно ограниченный характер и сводилось в основном к торговым связям. Советский Союз в свою очередь стремился укрепиться в Южноазиатском регионе с помощью налаживания добрососедских отношений с Индией и Афганистаном, у которых имелись значительные территориальные разногласия с Пакистаном. Последний вскоре осознал утерянные им политические выгоды из-за своей односторонней ориентации на США и отчужденности, дистанцированности от ближайшего соседа – СССР, игравшего немаловажную роль в региональной политике. Спохватившись, он попытался наверстать упущенное.

Стремлением Пакистана улучшить свои отношения с Советским Союзом сопровождалось некоторым охлаждением американо-пакистанских отношений в начале 60-х годов ХХ в. В апреле 1965 г. состоялся официальный визит в СССР президента Пакистана Мохаммада Айюб-хана. Успешная посредническая миссия Советского Союза в урегулировании индо-пакистанского конфликта (1965), завершившаяся подписанием в начале 1966 г. Ташкентской декларации, также способствовала процессу постепенного сближения СССР и Пакистана.

Именно в данный период снижения политической напряженности в советско-пакистанских отношениях между двумя государствами, по оценке авторитетного американского историка и политолога Хафиза Малика (пакистанца по происхождению), начинают складываться «реалистические взаимоотношения». Они нашли свое проявление в установлении стабильных торгово-экономических связей и развитии социально-культурного сотрудничества между двумя странами. Основа этого процесса всестороннего взаимодействия была заложена за счет заключения ряда двусторонних соглашений: о технико-экономическом сотрудничестве в поисках нефти и газа (1961), об установлении прямого воздушного сообщения между Москвой и Карачи (1963), о поставках советской сельскохозяйственной техники в Пакистан (1964), об экономическом и техническом сотрудничестве в энергетической, аграрной и коммуникационной сферах (1966), о создании и финансировании Карачинского металлургического завода (1968).

В рамках подписанных соглашений советская сторона приступила к оказанию помощи Пакистану в подготовке квалифицированных кадров в области геологоразведки, металлургического производства и строительства. Так, в учебном центре при металлургическом заводе в г. Карачи, созданном при содействии СССР и Международной организации труда ООН, ежегодно обучались по 78 специальностям до 1500 учащихся. Это способствовало постепенному устранению зависимости Пакистана от иностранных специалистов в новой для молодого государства металлургической отрасли. Автор данной статьи, находясь в Пакистане в служебной командировке (1983-1984), принимала непосредственное участие в реализации совместного советско-пакистанского проекта Карачинского завода, сыгравшего важную роль в установлении взаимопонимания и взаимодействия между народами двух стран. Этот металлургический гигант и поныне остается главным символом плодотворного, взаимовыгодного российско-пакистанского сотрудничества.

Сближению государств на человеческом, гуманитарном уровне, несомненно, способствовало и подписание в г. Равалпинди (Пакистан) в июне 1965 г. первого двустороннего соглашения о культурном и научном сотрудничестве. Уже в 1966 г. в Москве создается Общество советско-пакистанской дружбы. Вся его деятельность была направлена на укрепление дружбы и взаимопонимания, расширение всестороннего сотрудничества и доверия между общественностью Советского Союза и Пакистана через ознакомление их с историей, культурой, экономикой и современной жизнью народов, населяющих оба государства. Общество пакистано-советских культурных связей было создано и в Пакистане. Ежегодно этими обществами проводились торжественные мероприятия, посвященные различным знаменательным датам и национальным праздникам СССР и Пакистана. Основу этих общественных организаций составляла научная и творческая интеллигенция двух стран.

Активное участие в деятельности всесоюзного Общества советско-пакистанской дружбы принимали научные сотрудники созданного еще в 1964 г. пакистановедческого сектора Института востоковедения Академии наук СССР (Ю.В. Ганковский – с 1966 г. вице-президент, а затем и бессменный президент Общества СССР–Пакистан, В.Н. Москаленко, В.Я. Белокреницкий, С.Н. Каменев и др.). Ими, а также учеными других подразделений данного института (Л.Р. Гордон-Полонской, Р.М. Мукимджановой и др.) проводилась большая научно-исследовательская работа по проблемам истории, политики и экономики Пакистана, велась подготовка специалистов-пакистановедов. Литературоведами института изучались к тому же языки и литература, философия и культура данной страны, осуществлялась сложная и кропотливая работа по переводу творческого наследия пакистанских поэтов, философов и писателей (М. Икбала, Ф.А. Фаиза, С.Х. Манто, Х. Джаландхари, А.Н. Касми, А.Х. Шинвари и др.) на русский язык. Для ознакомления пакистанских читателей с русской классикой делались переводы произведений Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького на урду и другие языки Пакистана. Исследования по Пакистану проводились и в других учебных и исследовательских институтах Москвы (Институте этнологии, Институте философии, Институте географии и т.д.).

Подписание в апреле 1968 г. в ходе визита в Пакистан председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина ряда соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между двумя странами способствовало активизации двустороннего взаимодействия по всем направлениям. Как результат, заметно возросла доля Пакистана во внешнеторговом обороте СССР: с 0,06% всего объема внешней торговли Советского Союза в 1960 г. до 0,27% — к 1970 г. Советская сторона существенно расширила экономическую помощь и содействие Пакистану в реализации промышленных проектов в области геологоразведки, автомобильного и железнодорожного транспорта, средств связи и коммуникаций. Кроме того, в отношениях двух стран впервые была предпринята попытка по налаживанию связей в военно-технической сфере: было заключено соглашение о поставках Пакистану советских танков, артиллерийских орудий и военных вертолетов (1969). Однако под давлением индийской стороны оно так и не было выполнено, если не считать реализации Пакистану на льготных условиях 12 вертолетов МИ-8 и 170 бронетранспортеров для перевозки личного армейского состава.

В данный период, благодаря усилиям дипломатических кругов двух стран, заметно возрос уровень их внешнеполитических контактов, активизировалось двустороннее взаимодействие между учеными, журналистами и деятелями культуры двух стран. Показательно, например, что научные достижения выдающегося пакистанского ученого-физика Абдус Салама (1926-1996) были высоко оценены его советскими коллегами и в 1971 г. он стал иностранным членом Академии наук СССР по специальности «ядерная физика». Государственный комитет СССР по использованию атомной энергии и Комиссия по атомной энергии Пакистана приступили к совместной деятельности в области мирного использования атомной энергии, рассчитанной на десятилетний период (1970-1980).

Расширялись двусторонние культурные связи. Пакистан неоднократно представлял свои творческие работы на международных кинофестивалях в Москве и Ташкенте. В 1974 г. на гастроли в СССР впервые приехал Национальный ансамбль песни, танца и музыки Пакистана, созданный в 1971 г. Огромным успехом у пакистанских зрителей пользовались выступления советского цирка, театра кукол и фольклорного ансамбля, побывавших на гастролях в Пакистане в 1974-1975 гг. Большую роль в расширении двусторонних культурных контактов играли Министерство культуры СССР и Национальный совет Пакистана по делам искусств.

Следует отметить, что советская сторона оказывала Пакистану значительную помощь в подготовке инженеров, врачей, экономистов, юристов, физиков, преподавателей русского языка и литературы, а также других специалистов высшей квалификации. Пакистанские студенты получали высшее образование в советских вузах бесплатно. Кроме того, им ежемесячно выплачивалась студенческая стипендия. В целом к 1979 г. в высших учебных заведениях Советского Союза обучались более 300 пакистанских студентов. Но все же эта цифра была несоизмеримо мала по сравнению с количеством пакистанских студентов, продолжавших по-прежнему получать образование в основном в западных странах, прежде всего в США и Великобритании, что не в последнюю очередь предопределяло прозападные настроения среди «вестернизированных» кругов правящей пакистанской элиты.

Начавшийся было процесс взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества и постепенного взаимного узнавания и сближения двух стран, однако, замедлился из-за обострения внешнеполитической ситуации, связанной с конфликтом в соседнем с Пакистаном Афганистане и ввода на территорию последнего ограниченного контингента советских войск (1979). Пакистан также оказался вовлеченным в эпицентр глобального противостояния двух мировых сверхдержав – СССР и США. Традиционно заняв проамериканскую позицию, он тем самым подорвал и без того хрупкие советско-пакистанские отношения.

При этом нельзя не отметить, что запущенные ранее Советским Союзом и Пакистаном крупные совместные проекты все же не были приостановлены. Они продолжали реализовываться и во время правления пакистанской военной администрации (1977-1988). Примером этого может служить, в частности, работа советских специалистов, включая автора данной статьи, на строительстве и эксплуатации упомянутого выше Карачинского металлургического комбината. В то трудное в истории двусторонних отношений время здесь не прекращались не только рабочие, но и культурные контакты советских специалистов с их деловыми партнерами и представителями пакистанской общественности. В культурном центре, функционировавшем при металлургическом заводе, по-прежнему проводились совместные встречи, выставки, концерты, посвященные национальным праздникам и знаменательным датам в общественной и культурной жизни двух стран. Однако эти мероприятия все же не были массовыми и носили уже эпизодический характер.

Только после отмены военного режима в Пакистане (1988) и вывода советских войск из Афганистана (1989) сложились благоприятные предпосылки для улучшения советско-пакистанских, а с распадом СССР (1991) – российско-пакистанских отношений. Стоит отметить, что возникновение в мировой геополитической структуре новой демократической России было позитивно встречено пакистанским руководством и широкими общественно-политическими кругами страны. Как следует из воспоминаний опытного российского дипломата, бывшего посла СССР и России в Пакистане (1988-1993) В.П. Якунина, Исламская Республика Пакистан была фактически первым государством, заявившим о признании России в качестве правопреемницы СССР. По мнению отечественного дипломата, в самом начале отношений России с Пакистаном был краткий период «несколько завышенных ожиданий и надежд у обеих сторон на быстрое расширение и решительное изменение содержания российско-пакистанских отношений». Впервые была предпринята попытка их выведения на прагматическую, экономически взаимовыгодную основу, свободную от идеологической нагрузки и восприятия через призму отношений с третьими странами.

В ходе состоявшихся визитов в Пакистан вице-президента Российской Федерации А.В. Руцкого (1991) и министра иностранных дел А.В. Козырева (1993), в частности, обсуждалась возможность российских поставок современных систем оружия в обмен на пакистанские товары народного потребления. Во время ответного визита в Москву министра иностранных дел Пакистана (1994) был парафирован проект российско-пакистанского Договора о сотрудничестве и принципах взаимоотношений, а также проекты других документов по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству двух стран.

Однако сохранявшаяся у России и Пакистана инерция стереотипных внешнеполитических подходов периода «холодной войны» в отношении друг друга не позволила им продвинуться далеко в этом направлении. Краткосрочный официальный визит премьер-министра Пакистана Наваза Шарифа в Российскую Федерацию в апреле 1999 г. также не способствовал выводу двусторонних отношений на новый уровень взаимовыгодного сотрудничества. Не удалось преодолеть тенденции постепенного сворачивания двусторонних торгово-экономических отношений. Так, объем товарооборота между двумя странами сократился с 98 млн долларов в 1992 г. до 72 млн долларов в 1998 г.

Между тем даже в этих условиях российская и пакистанская дипломатия, общественность и академические круги двух стран не прекращали попыток налаживания конструктивного диалога для выявления оптимальных путей взаимного сближения и сотрудничества. Проблемы двусторонних отношений России и Пакистана в свете новой геополитической обстановки в Южноазиатском регионе и в мире в целом обсуждались, например, российскими и пакистанскими учеными, а также представителями заинтересованных министерств и ведомств, дипломатических и деловых кругов двух стран на состоявшихся в Москве международных конференциях и семинарах (1991, 1992, 1994, 1995, 1998).

Большое внимание участники этих представительных международных форумов уделяли необходимости расширения и укрепления российско-пакистанских политических и торгово-экономических связей, сотрудничеству двух стран в области науки, культуры и образования. Российская сторона, в частности, неоднократно предлагала расширять взаимовыгодные связи в нефтегазовой и металлургической отраслях, налаживать двустороннее сотрудничество в сфере энергетики и мелиорации, а также в области новейших технологий для создания на их основе высокоэффективных наукоемких производств. Обращала внимание на возможность оказания помощи Пакистану в подготовке высококвалифицированных специалистов широкого профиля, в том числе инженерных и научных кадров в области новейших технологий на базе отдельных технических вузов России, которые ранее были закрыты для иностранных студентов. Рекомендовалось также развивать двустороннее сотрудничество в области востоковедческих исследований.

Высокая оценка усилий российских пакистановедов и востоковедов, направленных на развитие многогранных двусторонних отношений, неоднократно давалась послом Исламской Республики Пакистан в РФ Танвиром Ахмад-ханом (1994-1997) в его многочисленных выступлениях как на представительных международных научных форумах, так и на страницах пакистанской прессы, а также в личных беседах с автором этой статьи. Он постоянно призывал пакистанскую сторону использовать российские востоковедческие научные изыскания, представляющие собой, по его оценке, «поистине золотой кладезь знаний», при разработке стратегии двустороннего сотрудничества, указывая одновременно на необходимость проведения совместных российско-пакистанских научных исследований в этом направлении.

Подписание в 1997 г. соглашения о научно-техническом и культурном сотрудничестве между Россией и Пакистаном (хотя его проект был согласован обеими сторонами еще задолго до этого события – в июле 1994 г. во время визита министра иностранных дел Пакистана в РФ) в определенной степени способствовало решению этой задачи. Оно заметно оживило двусторонние научные контакты. Получило развитие научно-техническое сотрудничество двух стран в области космической связи и технологий. Российские и пакистанские ученые приступили к выполнению ряда совместных проектов по исследованию космического пространства и использованию спутниковых телекоммуникаций.

Вместе с тем следует с сожалением констатировать, что двустороннее соглашение о научно-культурном сотрудничестве (1997) не было реализовано в полной мере. Это, по мнению пакистанской стороны, тормозило процесс «наведения прочных мостов дружбы и сближения с Россией», которая по-прежнему оставалась для большинства пакистанцев «загадочным евроазиатским «тяжеловесом»», играющим важную роль не только в регионе Южной и Центральной Азии, но и на макромировом уровне. Свертывание внешнеполитических контактов двух государств в 90-е годы ХХ в. способствовало неуклонному снижению уровня сотрудничества по всем направлениям.

Нависшая над миром в начале XXI в. всеобщая угроза международного терроризма внесла значительные коррективы во внешнеполитические ориентиры большинства стран, объединив их в совместной борьбе с этим главным злом современности. Россия и Пакистан также присоединились к международной антитеррористической коалиции, что открыло возможности для налаживания ими двустороннего взаимодействия и по другим направлениям политического, экономического и социально-культурного сотрудничества.

Официальный визит в Российскую Федерацию президента Пакистана Первеза Мушаррафа в феврале 2003 г. вывел отношения двух стран из состояния застоя, подняв их на новый уровень «реалистических взаимоотношений». Выступая на итоговой пресс-конференции по результатам своего визита в РФ, П. Мушарраф, в частности, заявил, что между двумя странами начинается «новая эра дружбы» и для ее развития оба государства «должны взять из прошлого все полезное и похоронить все плохое».

В ходе состоявшегося саммита обозначилось сближение России и Пакистана по отдельным региональным и глобальным проблемам, включая предупреждение гонки вооружений в космосе, борьбу с международным терроризмом и религиозным экстремизмом, незаконным оборотом ядерных материалов и наркотиков, транснациональной организованной преступностью. Кроме того, были намечены ведущие направления перспективного взаимовыгодного сотрудничества: энергетика, металлургия, нефтегазодобыча, телекоммуникации и использование космических технологий.

Активизация внешнеполитических контактов двух государств, в том числе их поддержка друг друга в таких организациях, как организация «Исламская конференция» и Шанхайская организация сотрудничества, куда при взаимном содействии Россия (2003) и Пакистан (2005) были приняты в качестве наблюдателей, позитивно сказалась на всем спектре двустороннего российско-пакистанского сотрудничества. Так, наметилась тенденция роста товарооборота между двумя странами: в 2003 г. его общий объем составлял всего 100 млн долларов, в 2005 г. – 278 млн, а к 2007 г. он уже превысил 400 млн долларов.

Важным шагом в достижении широкого взаимопонимания и взаимодействия между двумя странами стало принятие Программы сотрудничества в области науки, культуры и образования на 2003-2006 гг. Практическая реализация конкретных положений этой программы способствовала развитию в последние годы сотрудничества между Академиями наук двух стран, Министерствами культуры и образования РФ и Пакистана. Обмен научными и культурными делегациями, совместные научные, образовательные и культурные проекты постепенно становятся реалиями российско-пакистанских отношений, что, несомненно, позволяет народам двух стран преодолеть негативные стереотипы и предубеждения, существовавшие у них по отношению друг к другу в прошлом.

Приверженность Москвы и Исламабада курсу дальнейшего развития двустороннего взаимовыгодного сотрудничества была подтверждена и в ходе официального визита в Пакистан российского премьер-министра Михаила Фрадкова (апрель 2007 г.), который, в частности, подчеркнул, что «Пакистан занимает важное место среди внешнеполитических партнеров России. Конструктивное взаимодействие с этим государством в региональных и общемировых делах имеет для Российской Федерации большое значение». И здесь просматриваются усилия отечественной дипломатии по «выравниванию» и «диверсификации» внешнеполитической стратегии России в Южной и Центральной Азии с учетом традиционных связей и реального соотношения сил в данном регионе, приданию ей «более сбалансированного и адекватного характера».

Таким образом, можно отметить, что в настоящее время для развития всестороннего диалога между Российской Федерацией и Исламской Республикой Пакистан существуют благоприятные возможности. Успех на пути достижения взаимовыгодного сотрудничества, как показал проведенный анализ двусторонних отношений, лежит не только в совместных усилиях официальной российской и пакистанской дипломатии, но и в подключении к ним огромного потенциала неиспользованных ранее в полном объеме ресурсов «народной дипломатии» и «человеческого капитала» посредством активизации прямых контактов народов двух стран в области науки, культуры, образования, туризма и спорта, в том числе и через средства массовых коммуникаций и информации, а также различные неправительственные организации (Ассоциацию пакистанских выпускников советских и российских вузов, Ассоциацию пакистанских бизнесменов, Общества дружбы, молодежные, религиозные и женские объединения двух стран и т.д.).

В преодолении этого сложного и трудного пути России и Пакистану необходимы политическая воля и мужество, взаимопонимание и поддержка друг друга. Тогда успех, как и в случае с покорением российскими первопроходцами (сентябрь 2007 г.) неприступной горной вершины К-2, расположенной на территории Пакистана, будет гарантирован. Выступая на пресс-конференции, прошедшей 6 сентября 2007 г. в посольстве Российской Федерации в Исламабаде, которая была посвящена этому знаменательному событию не только в истории международного альпинизма, но и в истории российско-пакистанских отношений, заместитель главы российской дипломатической миссии Артем Рудницкий, в частности, отметил важность гуманитарной составляющей мирового рекорда российских альпинистов, достигнутого при организационной поддержке пакистанской стороны. Российский дипломат выразил надежду, что существующие доверительные отношения между Россией и Пакистаном будут распространяться на все области двустороннего сотрудничества. Остается надеяться, что самая сложная вершина на пути к этому уже преодолена.